Четверг, 21 ноября, 2024

Положение о внутрилицейном контроле

Список сокращений

Лицей – Профессиональный лицей №97 железнодорожников

ВЛК – Внутрилицейный контроль

УВП – учебно-воспитательный процесс

МО – Методическое объединение

УМК – Учебно-методическая комиссия

ЗУН – Знания, умения, навыки

 

План

Общие положение.

Классификация внутрилицейного контроля.

Планирование.

Содержание и методы внутрилицейного контроля.

  1. Общие положения.

Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Кыргызской республики «Об образовании» от 30.04.2003года №92 и положения о внутри училищном контроле в профессионально-технических учебных заведениях.

Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутрилицейного контроля «ВЛК».

ВЛК — процесс получения и переработки информации о ходе и результатах УВП для принятия на этой основе управленческого решения.

Положение о ВЛК утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

Задачи внутрилицейного контроля:

— Осуществление контроля, в соответствии с законом Кыргызской республики «Об образовании» от 30.04.2003года №92 и положения о внутри училищном контроле в профессионально-технических учебных заведениях.

— Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно- правовых актов, принятия мер по их пресечению;

— Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятия мер по их предупреждению;

— Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

— Изучение результатов педагогической деятельности, выявления положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса, и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

— сборы информации, и ее обработка и накопление для подготовки проектов решений;

— Анализ результатов реализации приказов и распоряжений по Лицею;

— Оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;

1.1. Содержание контроля:

— Выполнение закона КР «Об образовании» в части обязательности основного общего образования;

— Разработка методического обеспечения в образовательном процессе;

— Реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;

— Ведение документации Лицея планы, классные журналы, дневники и тетради учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.;

— Уровень знаний, умений и навыков учащихся, качество знаний;

— Соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов Лицея;

— Соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости;

— Работа творческих групп, МО, библиотеки;

— Реализация воспитательных программ и их результативности;

— Организация питания и медицинского обслуживания обучающихся;

— Охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;

— Исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов;

— Состояния УМК;

— Выполнение требований санитарно — эпидемиологических правил

— Другие вопросы в рамках компетенции директора Лицея.

  • Методы контроля:
  • Анкетирование;
  • Тестирование;
  • Социальный опрос;
  • Мониторинг;
  • Письменный и устный опрос;
  • Изучение документации;
  • Беседа;
  • Виды ВЛК «по содержанию»:
  • Тематический глубокое изучение какого- либо конкретного вопроса в практике работы коллектива, подразделения, группы, МО, одного преподавателя или классного руководителя;
  • Фронтальное всестороннее изучение коллектива, группы или одного преподавателя;
  • Формы ВЛК:
  • Персональный имеет место как при тематическом, так и при фронтальном виде контроля;
  • Классно — обобщающий фронтальный вид;
  • Организация проверки состояния любого из вопросов содержания

ВЛК состоит из следующих этапов:

  • Определение цели контроля;
  • Объекты контроля;
  • Составление плана проверки;
  • Инструктаж участников;
  • Выбор форм и методов контроля;
  • Констатация фактического состояния дел;
  • Объективная оценка этого состояния;
  • Выводы, вытекающие из оценки;
  • Рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению недостатков;

Основные функции ВЛК:

  1. Сбор и обработка информации о состоянии учебно — воспитательного процесса;
  2. Обеспечение обратной связи о ходе реализации всех управленческих решений.

Основные принципы ВЛК:

  1. Планомерность;
  2. Обоснованность;
  3. Все объемность;
  4. Теоретическая и методическая подготовленность;
  5. Гласность;
  6. Объективность;
  7. Целенаправленность.
  8. Классификация внутрилицейного контроля.

Виды контроля:

  1. По объему и содержанию собираемой и анализируемой информации:
  • комплексный (системный);
  • тематический.

Основные направления тематического контроля:

  • реализация прав детей на образование, сохранение контингента учащихся;
  • уровень облученности и развития учащихся (качество ЗУН);
  • качество учебного процесса;
  • состояние национального образования;
  • уровень физического развития и здоровье учащихся;
  • уровень воспитанности и состояние воспитательной работы;
  • выполнение учебных программ, в т/ч практической части;
  • реализация ключевых задач лицея и управленческих решений;
  • состояние преподавания ведущих и «западающих» тем. Коррекция ЗУН. Ликвидация пробелов;
  • инновационная, научно- методическая деятельность педагогических кадров;
  • ведение документации;
  • состояние учебно- материальной базы, охрана труда и техники безопасности.
  1. По форме и количеству обобщенно изучаемых объектов:
  • персональный (индивидуальный);
  • групповой (классно — обобщающий, предметно- обобщающий, проблемно- обобщающий);
  • общелицейный (фронтальный).
  1. По уровню управлению:
  • оперативный;
  • текущий;
  • итоговый;
  1. По этапам организации изучения:
  • предупредительный;
  • основной;
  • последующий.
  1. По условиям принятия решения о контроле:
  • плановый;
  • экстренный.

Тематический контроль — контроль одного направления работы, одного из аспектов, звеньев деятельности. Длительность обычно составляет 7-12 дней.

Комплексный 1 системный) контроль — контроль в полном объеме всей системы работы преподавателя, группы преподавателей или всех преподавателей Лицея. При комплексном контроле проверяется все: начиная от поурочных планов преподавателя, заканчивая посещением уроков и проведением контрольных работ и срезов с целью проверки знаний и развития учащихся. Длительность комплексного контроля составляет 10-20 дней.

Персональный контроль — контроль одного педагогического работника или группы педагогических работников с индивидуальной программой контроля и с индивидуальным подведением итогов.

Групповой контроль — контроль однородной группы педагогических работников с единой программой изучения и единым подведением итогов, цель которого установление в целом состояния работы, данной группы преподавателей, а также особенностей деятельности каждого из них.

Разновидности группового контроля:

  1. Классно — обобщающий (проверяется работа всех педагогов и классного руководителя, работающих в данной группе или в данной параллели групп);
  2. Предметно — обобщающий (осуществляется проверка работы педагогов, преподающих данный предмет или данный цикл предметов);
  3. Проблемно — обобщающий (изучается работа группы учителей, занимающейся той или иной проблемой).

Общелицейный или фронтальный контроль — обобщенный контроль всех педагогических работников Лицея.

Оперативный контроль — контроль, соответствующий уровню управления. Он предусматривает ежедневный контроль посещаемости, дисциплины учащихся, наличия преподавателей, организации уроков, занятий кружков, секций, санитарно- гигиенического режима, теплового режима, питания учащихся и т.д. и принятие оперативных мер.

Текущий контроль — контроль, соответствующий текущему уровню управления. Данный вид контроля предполагает сбор и анализ еженедельной, ежемесячной информации: о текущем состоянии учебно- воспитательного процесса, уровне знаний, воспитанности, развития учащихся и принятие адекватных мер.

Итоговый контроль — контроль, соответствующий тактическому уровню управления (он представляет собой сбор и анализ итоговой (годовой, четвертой, полугодовой) информации об успеваемости учащихся по предметам, их развитии и воспитанности, учебно- материальной базе, наличии и уровне профессиональной компетентности педагогических кадров и т.д. и принятие соответствующих управленческий решений).

Предупредительный контроль — проводится с целью привлечь внимание к какому-нибудь важному вопросу с целью стимулировать педагогический коллектив для решения педагогических задач.

Основной контроль — самый важный этап контроля проводится с целью проверки решения основных задач Лицея, состояния учебно- воспитательных процессов, его результатов.

Последующий контроль — контроль выполнения управленческих решений по итогам основного этапа контроля.

Плановый контроль — контроль, проводимый в соответствии с планом работы.

Экстренный контроль — контроль, который может проводиться в соответствии с чрезвычайным происшествием, например, в группах 2 курса начаты экстренная проверка состояния воспитательной работы. В связи с резким повышением уровня правонарушений и преступлений среди учащихся.

  • Планирование внутрилицейного контроля.
  1. Планирование осуществляется в виде самостоятельного раздела плана работы Лицея на год. При этом учитываются задачи, стоящие перед коллективом Лицея в новом учебном году, итоги учебно­-воспитательной работы за прошлый год.
  2. При планировании контроля устанавливается следующее минимальное количество посещений в течении недели.
№ пп Должность Уроки, внеучебные воспитательные мероприятия
1 Директор 2
2 Заместитель директора по учебно- производственной работе 2
3 Заместитель директора по учебно- воспитательной работе 2
4 Методист 2
6 Старший мастер 2
  1. Содержание и методы внутрилицейного контроля.

Внутрилицейный контроль должен быть направлен на изучение и анализ:

  1. уровня состояния преподавания общеобразовательных дисциплин, специальных дисциплин, учебной и производственной практики;
  2. выполнения учебных планов и программ;
  3. качества образовательной и профессиональной подготовки, уровня знаний, умений и навыков учащихся;
  4. организации распорядка учебы, труда и отдыха обучающихся, состояния их дисциплины, прилежания в учении и производственном труде;
  5. состояния внеучебное воспитательной работы с учащимися, вовлечение всех обучающихся в занятия художественным, техническим творчеством, работы по профилактике правонарушений среди учащихся;
  6. организации и состояние индивидуальной работы с обучающимися на уроках и во вне учебное время их самоподготовки;
  7. ведения планирующей, учетной и отчетной документации;
  8. организации и эффективности методической работы;
  9. системы работы мастеров производственного обучения, преподавателей, воспитателей, их передового опыта, в том числе, по классному руководству, работе с родителями, по месту жительства обучающихся, с базовыми предприятиями;
  10. состояние комплексного педагогического обеспечения и учебно­-материальной базы по каждому предмету и профессии, библиотечного фонда, различных средств воспитательной работы.

В качестве основных форм и методов внутрилицейного контроля могут применяться следующие:

  1. посещение и анализ уроков теоретического и производственного обучения, производственной практики, вне учебных воспитательных мероприятий.
  2. анализ выполнения учебных планов и программ.
  3. наблюдение за работой мастеров производственного обучения, преподавателей, классных руководителей, воспитателей и других инженерно- педагогических работников Лицея.
  4. непосредственная проверка качества знаний, умений и навыков путем устного опроса выполнения обучающимися работ по заданию проверяющего лица.
  5. периодическая проверка тетрадей, конспектов, контрольных работ, проверка содержания и объема домашних заданий обучающихся.
  6. анализ планирующей и учетной документации отчетов инженерно­педагогических работников Лицея и статических данных.