Положение о внутрилицейном контроле
Список сокращений
Лицей – Профессиональный лицей №97 железнодорожников
ВЛК – Внутрилицейный контроль
УВП – учебно-воспитательный процесс
МО – Методическое объединение
УМК – Учебно-методическая комиссия
ЗУН – Знания, умения, навыки
План
Общие положение.
Классификация внутрилицейного контроля.
Планирование.
Содержание и методы внутрилицейного контроля.
- Общие положения.
Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Кыргызской республики «Об образовании» от 30.04.2003года №92 и положения о внутри училищном контроле в профессионально-технических учебных заведениях.
Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутрилицейного контроля «ВЛК».
ВЛК — процесс получения и переработки информации о ходе и результатах УВП для принятия на этой основе управленческого решения.
Положение о ВЛК утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.
Задачи внутрилицейного контроля:
— Осуществление контроля, в соответствии с законом Кыргызской республики «Об образовании» от 30.04.2003года №92 и положения о внутри училищном контроле в профессионально-технических учебных заведениях.
— Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно- правовых актов, принятия мер по их пресечению;
— Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятия мер по их предупреждению;
— Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
— Изучение результатов педагогической деятельности, выявления положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса, и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
— сборы информации, и ее обработка и накопление для подготовки проектов решений;
— Анализ результатов реализации приказов и распоряжений по Лицею;
— Оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;
1.1. Содержание контроля:
— Выполнение закона КР «Об образовании» в части обязательности основного общего образования;
— Разработка методического обеспечения в образовательном процессе;
— Реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;
— Ведение документации Лицея планы, классные журналы, дневники и тетради учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.;
— Уровень знаний, умений и навыков учащихся, качество знаний;
— Соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов Лицея;
— Соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости;
— Работа творческих групп, МО, библиотеки;
— Реализация воспитательных программ и их результативности;
— Организация питания и медицинского обслуживания обучающихся;
— Охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
— Исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов;
— Состояния УМК;
— Выполнение требований санитарно — эпидемиологических правил
— Другие вопросы в рамках компетенции директора Лицея.
- Методы контроля:
- Анкетирование;
- Тестирование;
- Социальный опрос;
- Мониторинг;
- Письменный и устный опрос;
- Изучение документации;
- Беседа;
- Виды ВЛК «по содержанию»:
- Тематический глубокое изучение какого- либо конкретного вопроса в практике работы коллектива, подразделения, группы, МО, одного преподавателя или классного руководителя;
- Фронтальное всестороннее изучение коллектива, группы или одного преподавателя;
- Формы ВЛК:
- Персональный имеет место как при тематическом, так и при фронтальном виде контроля;
- Классно — обобщающий фронтальный вид;
- Организация проверки состояния любого из вопросов содержания
ВЛК состоит из следующих этапов:
- Определение цели контроля;
- Объекты контроля;
- Составление плана проверки;
- Инструктаж участников;
- Выбор форм и методов контроля;
- Констатация фактического состояния дел;
- Объективная оценка этого состояния;
- Выводы, вытекающие из оценки;
- Рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению недостатков;
Основные функции ВЛК:
- Сбор и обработка информации о состоянии учебно — воспитательного процесса;
- Обеспечение обратной связи о ходе реализации всех управленческих решений.
Основные принципы ВЛК:
- Планомерность;
- Обоснованность;
- Все объемность;
- Теоретическая и методическая подготовленность;
- Гласность;
- Объективность;
- Целенаправленность.
- Классификация внутрилицейного контроля.
Виды контроля:
- По объему и содержанию собираемой и анализируемой информации:
- комплексный (системный);
- тематический.
Основные направления тематического контроля:
- реализация прав детей на образование, сохранение контингента учащихся;
- уровень облученности и развития учащихся (качество ЗУН);
- качество учебного процесса;
- состояние национального образования;
- уровень физического развития и здоровье учащихся;
- уровень воспитанности и состояние воспитательной работы;
- выполнение учебных программ, в т/ч практической части;
- реализация ключевых задач лицея и управленческих решений;
- состояние преподавания ведущих и «западающих» тем. Коррекция ЗУН. Ликвидация пробелов;
- инновационная, научно- методическая деятельность педагогических кадров;
- ведение документации;
- состояние учебно- материальной базы, охрана труда и техники безопасности.
- По форме и количеству обобщенно изучаемых объектов:
- персональный (индивидуальный);
- групповой (классно — обобщающий, предметно- обобщающий, проблемно- обобщающий);
- общелицейный (фронтальный).
- По уровню управлению:
- оперативный;
- текущий;
- итоговый;
- По этапам организации изучения:
- предупредительный;
- основной;
- последующий.
- По условиям принятия решения о контроле:
- плановый;
- экстренный.
Тематический контроль — контроль одного направления работы, одного из аспектов, звеньев деятельности. Длительность обычно составляет 7-12 дней.
Комплексный 1 системный) контроль — контроль в полном объеме всей системы работы преподавателя, группы преподавателей или всех преподавателей Лицея. При комплексном контроле проверяется все: начиная от поурочных планов преподавателя, заканчивая посещением уроков и проведением контрольных работ и срезов с целью проверки знаний и развития учащихся. Длительность комплексного контроля составляет 10-20 дней.
Персональный контроль — контроль одного педагогического работника или группы педагогических работников с индивидуальной программой контроля и с индивидуальным подведением итогов.
Групповой контроль — контроль однородной группы педагогических работников с единой программой изучения и единым подведением итогов, цель которого установление в целом состояния работы, данной группы преподавателей, а также особенностей деятельности каждого из них.
Разновидности группового контроля:
- Классно — обобщающий (проверяется работа всех педагогов и классного руководителя, работающих в данной группе или в данной параллели групп);
- Предметно — обобщающий (осуществляется проверка работы педагогов, преподающих данный предмет или данный цикл предметов);
- Проблемно — обобщающий (изучается работа группы учителей, занимающейся той или иной проблемой).
Общелицейный или фронтальный контроль — обобщенный контроль всех педагогических работников Лицея.
Оперативный контроль — контроль, соответствующий уровню управления. Он предусматривает ежедневный контроль посещаемости, дисциплины учащихся, наличия преподавателей, организации уроков, занятий кружков, секций, санитарно- гигиенического режима, теплового режима, питания учащихся и т.д. и принятие оперативных мер.
Текущий контроль — контроль, соответствующий текущему уровню управления. Данный вид контроля предполагает сбор и анализ еженедельной, ежемесячной информации: о текущем состоянии учебно- воспитательного процесса, уровне знаний, воспитанности, развития учащихся и принятие адекватных мер.
Итоговый контроль — контроль, соответствующий тактическому уровню управления (он представляет собой сбор и анализ итоговой (годовой, четвертой, полугодовой) информации об успеваемости учащихся по предметам, их развитии и воспитанности, учебно- материальной базе, наличии и уровне профессиональной компетентности педагогических кадров и т.д. и принятие соответствующих управленческий решений).
Предупредительный контроль — проводится с целью привлечь внимание к какому-нибудь важному вопросу с целью стимулировать педагогический коллектив для решения педагогических задач.
Основной контроль — самый важный этап контроля проводится с целью проверки решения основных задач Лицея, состояния учебно- воспитательных процессов, его результатов.
Последующий контроль — контроль выполнения управленческих решений по итогам основного этапа контроля.
Плановый контроль — контроль, проводимый в соответствии с планом работы.
Экстренный контроль — контроль, который может проводиться в соответствии с чрезвычайным происшествием, например, в группах 2 курса начаты экстренная проверка состояния воспитательной работы. В связи с резким повышением уровня правонарушений и преступлений среди учащихся.
- Планирование внутрилицейного контроля.
- Планирование осуществляется в виде самостоятельного раздела плана работы Лицея на год. При этом учитываются задачи, стоящие перед коллективом Лицея в новом учебном году, итоги учебно-воспитательной работы за прошлый год.
- При планировании контроля устанавливается следующее минимальное количество посещений в течении недели.
№ пп | Должность | Уроки, внеучебные воспитательные мероприятия |
1 | Директор | 2 |
2 | Заместитель директора по учебно- производственной работе | 2 |
3 | Заместитель директора по учебно- воспитательной работе | 2 |
4 | Методист | 2 |
6 | Старший мастер | 2 |
- Содержание и методы внутрилицейного контроля.
Внутрилицейный контроль должен быть направлен на изучение и анализ:
- уровня состояния преподавания общеобразовательных дисциплин, специальных дисциплин, учебной и производственной практики;
- выполнения учебных планов и программ;
- качества образовательной и профессиональной подготовки, уровня знаний, умений и навыков учащихся;
- организации распорядка учебы, труда и отдыха обучающихся, состояния их дисциплины, прилежания в учении и производственном труде;
- состояния внеучебное воспитательной работы с учащимися, вовлечение всех обучающихся в занятия художественным, техническим творчеством, работы по профилактике правонарушений среди учащихся;
- организации и состояние индивидуальной работы с обучающимися на уроках и во вне учебное время их самоподготовки;
- ведения планирующей, учетной и отчетной документации;
- организации и эффективности методической работы;
- системы работы мастеров производственного обучения, преподавателей, воспитателей, их передового опыта, в том числе, по классному руководству, работе с родителями, по месту жительства обучающихся, с базовыми предприятиями;
- состояние комплексного педагогического обеспечения и учебно-материальной базы по каждому предмету и профессии, библиотечного фонда, различных средств воспитательной работы.
В качестве основных форм и методов внутрилицейного контроля могут применяться следующие:
- посещение и анализ уроков теоретического и производственного обучения, производственной практики, вне учебных воспитательных мероприятий.
- анализ выполнения учебных планов и программ.
- наблюдение за работой мастеров производственного обучения, преподавателей, классных руководителей, воспитателей и других инженерно- педагогических работников Лицея.
- непосредственная проверка качества знаний, умений и навыков путем устного опроса выполнения обучающимися работ по заданию проверяющего лица.
- периодическая проверка тетрадей, конспектов, контрольных работ, проверка содержания и объема домашних заданий обучающихся.
- анализ планирующей и учетной документации отчетов инженернопедагогических работников Лицея и статических данных.