Четверг, 21 ноября, 2024

Закон КР «О попечительском совете.»

 

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 30 мая 2014 года № 81

О попечительском совете

(В редакции Закона КР от 1 августа 2020 года № 105)

Настоящий Закон устанавливает цели, принципы, правовые и организационные основы формирования и деятельности попечительского совета государственного и муниципального учреждения, предоставляющего гражданам государственные услуги.
(В редакции Закона КР от 1 августа 2020 года № 105)
Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе
Попечительский совет (далее — Совет) — не обладающий статусом юридического лица, негосударственная, неправительственная, некоммерческая, общественная организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии качественного предоставления государственных услуг в конкретном учреждении.
Государственная услуга — результат деятельности государственных учреждений, осуществляемой в рамках их компетенции по исполнению запроса физических и юридических лиц и направленной на реализацию прав, удовлетворение законных интересов потребителей услуг, либо исполнение обязанностей, возникающих в результате гражданско-правовых отношений.
Государственные или муниципальные учреждения социальной сферы — учреждения, основным видом деятельности которых является предоставление государственных услуг в области образования, культуры, социальной защиты, исполнения наказаний и здравоохранения.
Гуманитарная помощь — активы, безвозмездно предоставляемые государствами, организациями и физическими лицами Правительству Кыргызской Республики, органу местного самоуправления, государственной, некоммерческой организации, а также нуждающемуся физическому лицу в виде продовольствия, техники, снаряжения, оборудования, медицинских средств и медикаментов, иного имущества для улучшения условий жизни и быта населения.
Организации гражданского общества — добровольные самоуправляемые некоммерческие организации, созданные на основе общности их интересов для реализации духовных или иных нематериальных потребностей в интересах общества, для которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между членами, учредителями и должностными лицами.
Общественная деятельность — деятельность граждан, осуществляемая добровольно и бескорыстно, в соответствии с их потребностями и интересами, индивидуально или коллективно на основе свободного и осознанного выбора в пользу третьих лиц или общества в целом, которая направлена на сохранение и укрепление гуманистических ценностей, решение социальных проблем, содействие личностному развитию и совершенствованию социума.
(В редакции Закона КР от 1 августа 2020 года № 105)
Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о Совете
Законодательство Кыргызской Республики о Совете состоит из Конституции, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
Статья 3. Основные положения о Совете
1. Создание попечительских советов в государственных и муниципальных учреждениях социальной сферы является обязательным, за исключением учреждений, определяемых Правительством Кыргызской Республики в соответствии с частью 3 статьи 17 настоящего Закона.
Совет осуществляет функции органа управления в рамках компетенции, установленной настоящим Законом.
2. Собственники иных организаций, работающих в сфере предоставления государственных услуг, вправе создавать советы на условиях и в порядке, установленных настоящим Законом.
3. В одном учреждении социальной сферы действует один Совет.
4. Совет осуществляет свою деятельность на постоянной основе, на принципах добровольного и безвозмездного участия в его деятельности представителей государственных органов, органов местного самоуправления и организаций гражданского общества.
(В редакции Закона КР от 1 августа 2020 года № 105)
Статья 4. Цель и задачи Совета
1. Целью Совета является содействие повышению качества предоставляемых услуг, продуктов питания и медикаментов, прозрачности деятельности учреждений социальной сферы, а также эффективности использования внебюджетных средств.
2. Задачами Совета являются:
1) содействие созданию условий для эффективной организации деятельности учреждений социальной сферы;
2) содействие в достижении учреждениями социальной сферы их уставных целей и задач;
3) содействие эффективному взаимодействию государственных органов, органов местного самоуправления с организациями гражданского общества, а также с международными организациями;
4) привлечение дополнительных источников финансирования учреждениям социальной сферы, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 1 августа 2020 года № 105)
Статья 5. Полномочия Совета
1. Совет:
1) содействует разработке и принятию учредителями стратегии развития учреждений социальной сферы, а также повышению качества предоставления государственных услуг;
2) осуществляет поиск и привлечение гуманитарной помощи (инвесторов, меценатов) и других источников финансирования на развитие учреждений социальной сферы, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики;
3) рассматривает и осуществляет надзор за исполнением сметы расходов внебюджетных средств, привлеченных для учреждений социальной сферы, а также за качеством продуктов питания и медикаментов;
4) содействует в решении текущих и перспективных задач, развитии и эффективном функционировании учреждений социальной сферы, улучшении качества работы.
2. Совет вправе:
1) вносить предложения по улучшению деятельности учреждений социальной сферы и совершенствованию нормативных правовых актов в области образования, культуры, социальной защиты, исполнения наказаний и здравоохранения;
2) оказывать содействие в развитии и укреплении материально-технической базы учреждений социальной сферы, обеспечении качества организации питания, оказания медицинских услуг, проведении спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;
3) приглашать на заседания Совета работников учреждений социальной сферы, представителей государственных органов, органов местного самоуправления, а также заинтересованных организаций, специалистов и экспертов;
4) запрашивать документы или иную информацию, связанную с осуществлением деятельности (в том числе внебюджетной финансово-хозяйственной), у соответствующих должностных лиц учреждения социальной сферы, за исключением информации, относящейся к государственной и иной охраняемой законом тайне;
5) создавать по мере необходимости постоянные и (или) временные комиссии из числа членов Совета;
6) знакомиться с результатами проверки учреждения социальной сферы фискальными органами;
7) вносить в уполномоченный орган рекомендации о принятии соответствующих мер к должностным лицам, работникам учреждения социальной сферы по итогам деятельности постоянной и (или) временной комиссии, рабочих групп в случае нарушения в сфере финансово-хозяйственной деятельности и норм законодательства Кыргызской Республики;
8) передавать уполномоченным государственным органам, их должностным лицам, правоохранительным органам материалы о выявленных нарушениях для принятия необходимых мер;
9) изучать и обобщать общественное мнение по вопросам деятельности учреждений социальной сферы и использовать полученную информацию в целях совершенствования работы учреждения;
10) содействовать в решении вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности учреждения;
11) участвовать в рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам предоставления государственных услуг.
3. Совет обязан:
1) разработать и утвердить план работы Совета на год;
2) осуществлять свою деятельность в тесном взаимодействии с администрациями учреждений социальной сферы, их учредителями, а также с органами местного самоуправления, другими организациями и физическими лицами, которые оказывают гуманитарную помощь;
3) содействовать в информировании общественности о деятельности учреждений социальной сферы;
4) информировать общественность о своей деятельности, принятых решениях и их выполнении через средства массовой информации и веб-сайт государственного уполномоченного органа социальной сферы;
5) проводить анализ эффективности предоставляемых государственных услуг и вносить свои предложения по их совершенствованию;
6) готовить ежегодные отчеты о своей деятельности и информировать общественность через средства массовой информации или официальные веб-сайты учредителей учреждений социальной сферы;
7) привлекать дополнительные источники финансирования учреждений социальной сферы, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики;
8) представлять отчеты о своей деятельности по требованию уполномоченных государственных органов.
(В редакции Закона КР от 1 августа 2020 года № 105)
Глава 2. Формирование Совета и организация его деятельности

Статья 6. Порядок формирования Совета
1. Членами Совета могут быть:
1) дееспособные граждане Кыргызской Республики, имеющие опыт работы в учреждениях социальной сферы или общественной деятельности;
2) представители деловых кругов, научных и образовательных организаций, учреждений культуры и социальной сферы, неправительственных и международных организаций, представители коммерческих и некоммерческих организаций, студенческих и родительских объединений, а также физические лица, которые оказывают гуманитарную помощь.
2. Совет создается в количестве не более 15 человек.
3. Государственный уполномоченный орган социальной сферы, местная государственная администрация, местный кенеш создают комиссию по отбору и формированию Совета для учреждения социальной сферы (далее — Комиссия), находящуюся в его ведомственной подчиненности и не превышающую 11 человек.
4. В состав Комиссии могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления и другие представители, указанные в части 1 настоящей статьи.
5. Комиссия через средства массовой информации дает объявление о формировании Совета в учреждениях социальной сферы или государственный уполномоченный орган социальной сферы размешает на своем официальном веб-сайте.
6. Комиссия осуществляет отбор и формирование качественного состава Совета учреждений социальной сферы, который утверждается решением Комиссии с согласия местной государственной администрации, местного кенеша и государственного уполномоченного органа социальной сферы в зависимости от ведомственной подчиненности.
7. Представители организаций, указанные в части 1 настоящей статьи, делегируют своих представителей в течение 30 дней со дня опубликования в средствах массовой информации объявления о формировании Совета учреждения социальной сферы.
8. Государственный уполномоченный орган социальной сферы, местная государственная администрация и местный кенеш вправе выразить мотивированный отказ организации гражданского общества по представленной ею кандидатуре в члены Совета в течение 3 дней с момента получения представления. В случае повторного представления организацией гражданского общества одной и той же кандидатуры Комиссия должна в течение 3 дней утвердить ее членом Совета.
9. Срок полномочий состава Совета составляет 3 года с момента его утверждения. Одно и то же лицо вправе быть членом Совета неограниченное число раз.
10. Лица, являющиеся учредителями учреждения социальной сферы, а также руководители возглавляемого учреждения не могут быть членами Совета.
11. Члены Совета не могут быть одновременно членами Совета более чем в одном учреждении социальной сферы.
(В редакции Закона КР от 1 августа 2020 года № 105)
Статья 7. Права, обязанности и ответственность членов Совета
1. Члены Совета имеют право на:
1) посещение в статусе наблюдателей собраний и заседаний, проводимых в учреждении социальной сферы;
2) участие в работе комиссий, рабочих групп, создаваемых Советом, местным кенешем и государственным уполномоченным органом социальной сферы;
3) инициирование досрочного прекращения полномочий председателя и других членов Совета;
4) иные права, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и уставом учреждения социальной сферы.
2. Члены Совета обязаны:
1) посещать заседания Совета;
2) соблюдать этику поведения члена Совета;
3) исполнять решения Совета;
4) выполнять иные обязанности, установленные законодательством и уставом учреждения социальной сферы.
3. Члены Совета при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах граждан, получающих государственные услуги.
4. Члены Совета несут ответственность перед учреждением социальной сферы за причиненный их действиями (бездействием) ущерб. При этом члены Совета, голосовавшие против решения, которое повлекло за собой ущерб, или не принимавшие участия в голосовании, не несут ответственности.
5. Члены Совета несут ответственность за нарушение норм настоящего Закона и других нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 1 августа 2020 года № 105)
Статья 8. Прекращение полномочий членов Совета
1. Полномочия члена Совета прекращаются в случае:
1) истечения срока, на который он был избран;
2) подачи им письменного заявления о прекращении полномочий по собственному желанию;
3) выезда его на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики;
4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;
5) признания его в судебном порядке недееспособным, а также безвестно отсутствующим или умершим;
6) нарушения этики поведения члена Совета, причинившего ущерб учреждению социальной сферы или репутации Совета;
7) невозможности осуществления им своих обязанностей по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
8) отсутствия на заседаниях Совета без уважительных причин более пяти заседаний подряд.
2. Решение о досрочном освобождении членов Совета принимается двумя третями голосов от общего количества членов Совета.
3. Замещение вакансии в составе Совета осуществляется в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Статья 9. Организация деятельности Совета
1. Совет осуществляет свою деятельность на принципах независимости, гласности, коллегиальности, добросовестности и законности.
2. Председатель Совета избирается открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов Совета сроком на один год.
Кандидаты на избрание председателем Совета выдвигаются членами Совета либо в порядке самовыдвижения.
3. Срок полномочий председателя Совета начинается со дня его избрания и прекращается в день, предшествовавший дню избрания нового председателя.
4. Избрание нового председателя Совета проводится в последний месяц срока полномочий действующего председателя. В случае если выборы нового председателя Совета не были проведены в сроки, установленные настоящей статьей, действующий председатель Совета продолжает осуществлять свои полномочия до избрания нового председателя.
5. В период отсутствия председателя исполнение обязанностей председателя возлагается на одного из членов Совета решением председателя, а при невозможности дачи такого поручения — решением Совета большинством голосов от общего его состава.
6. Председатель Совета:
1) организует работу Совета, а также представляет Совет во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления и иными организациями;
2) созывает заседания, определяет вопросы, выносимые для рассмотрения на заседаниях Совета;
3) председательствует на заседаниях Совета;
4) организует проверку представленных в Совет материалов;
5) организует обобщение результатов работы Совета и принимает меры, направленные на улучшение организации его деятельности;
6) информирует учредителя учреждения социальной сферы, местную государственную администрацию, местный кенеш и государственный уполномоченный орган социальной сферы в зависимости от ведомственной подчиненности о работе Совета;
7) выполняет другие функции в соответствии с решениями Совета.
7. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения председателем Совета своих функциональных обязанностей его полномочия могут быть прекращены досрочно решением не менее двух третей членов Совета.
8. Совет избирает из своего состава секретаря Совета.
По решению Совета для технической поддержки деятельности секретаря могут привлекаться лица на договорной основе.
9. Секретарь Совета:
1) обеспечивает подготовку заседаний Совета;
2) извещает членов Совета о дате, времени и месте проведения заседания, ведет протокол заседания Совета;
3) организует и ведет делопроизводство в Совете, а также контролирует сроки исполнения его решений;
4) выполняет иные функции в соответствии с поручениями Совета и его председателя.
Статья 10. Финансовое обеспечение деятельности Совета
1. Для организации своей деятельности Совет вправе привлекать гуманитарную помощь, финансовые и другие материальные средства из источников, не противоречащих законодательству. Порядок их приема, ведения учета и распределения утверждается Правительством Кыргызской Республики.
2. Для аккумулирования денежных средств, привлеченных Советом, руководитель учреждения социальной сферы открывает накопительный счет учреждения в банке. Порядок аккумулирования и использования денежных средств, привлеченных Советом, утверждается Правительством Кыргызской Республики.
3. Денежные средства могут быть сняты со счета только на основании решения Совета на конкретные цели, указанные в нем.
4. Совет вправе использовать денежные средства на организацию своей деятельности, но не более 2 процентов от поступившей суммы.
5. В конце года Совет публикует отчет о своей деятельности в средствах массовой информации.
(В редакции Закона КР от 1 августа 2020 года № 105)
Статья 11. Заседания Совета
1. Первое заседание Совета открывает старейший по возрасту член Совета.
На первом заседании Совета открытым голосованием избираются председатель и секретарь Совета.
2. На заседании Совета каждый член Совета имеет один голос.
Заседание Совета правомочно при присутствии на нем не менее двух третей от общего числа членов Совета.
Заседания Совета проводятся открыто, не реже одного раза в квартал.
Периодичность проведения заседаний Совета определяется планом работы Совета на год.
3. Члены Совета имеют право вносить предложения о созыве внеочередного заседания Совета по требованию не менее одной трети от общего числа членов Совета.
4. Члены Совета участвуют в его заседаниях лично. В случае невозможности принимать участие в заседании Совета член Совета вправе направить свое мнение по вопросу, включенному в повестку дня, в письменной форме. Указанное мнение подлежит рассмотрению на заседании Совета и учитывается при голосовании.
5. По решению Совета на его заседания могут приглашаться представители государственных органов, органов местного самоуправления, средств массовой информации, научных, профсоюзных и других организаций, а также эксперты и иные консультанты, специализирующиеся в области работы учреждения социальной сферы.
6. Заседания Совета проводятся открыто, в них могут принимать участие представители учреждения социальной сферы, граждане, представители организаций гражданского общества и средств массовой информации.
7. Решения Совета принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета и оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем заседания.
Особое мнение члена Совета оформляется письменно и приобщается к решению Совета.
8. По решению Совета те или иные вопросы могут быть поставлены на голосование по электронной почте или же путем использования официального веб-сайта Совета. Процедура голосования по электронной почте или посредством использования официального веб-сайта Совета, а также протокольное оформление принятых таким способом решений определяются уставом Совета.
9. Член Совета не вправе публиковать, передавать государственному органу или другим лицам документы, решения, рекомендации или иную информацию от имени Совета, если они не были приняты или утверждены Советом либо согласованы с ним в установленном порядке.
10. Информация о деятельности Совета может быть размещена на официальном веб-сайте Совета, в отсутствие веб-сайта должна быть опубликована в средствах массовой информации.
Статья 12. Взаимодействие Совета с государственными органами, государственным уполномоченным органом социальной сферы, органами местного самоуправления и иными организациями
1. Копия плана работы Совета в обязательном порядке направляется учреждению социальной сферы, учредителю учреждения, а также местной государственной администрации, местному кенешу и государственному уполномоченному органу социальной сферы в зависимости от ведомственной подчиненности не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения, а также после каждого внесения в него изменений и дополнений.
2. Учредитель учреждения социальной сферы, руководитель учреждения, местная государственная администрация, орган местного самоуправления и государственный уполномоченный орган социальной сферы вправе вносить на рассмотрение Совета вопросы для включения в повестку дня заседания Совета.
3. Государственные органы, государственный уполномоченный орган социальной сферы, органы местного самоуправления и их учреждения представляют по запросам Совета необходимую информацию, за исключением информации, которая составляет государственную или иную охраняемую законом тайну.
4. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Совета (обеспечение помещением для заседаний Совета, оснащение помещения необходимыми техническими средствами для демонстрации справочно-информационных материалов по обсуждаемым вопросам, размножение материалов и т.п.) осуществляется Советом.
Статья 13. Прекращение деятельности Совета
1. Совет прекращает свою деятельность в случае реорганизации учреждения социальной сферы.
2. При реорганизации (слияние, разделение, присоединение, выделение) в одном учреждении социальной сферы действует один Совет.
Глава 3. Координация деятельности Совета

Статья 14. Общественное объединение членов советов
1. Для координации своей деятельности советы вправе на добровольных началах объединяться в общественное объединение членов советов (далее — Объединение).
2. Объединение является юридическим лицом и создается в установленном законом порядке.
3. Объединение осуществляет следующие функции:
1) содействие подготовке кадров для Совета;
2) пропаганду задач и целей советов в средствах массовой информации;
3) проведение для членов Совета и других лиц коммуникативных, информационных, консультативных мероприятий по повышению потенциала на правовые и другие темы;
4) оказание методологической помощи Совету;
5) представление попечителей к различным способам поощрения;
6) содействие созданию Совета в учреждениях социальной сферы;
7) другие функции, предусмотренные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами и уставом Объединения.
4. Для осуществления своей деятельности Объединение вправе привлекать источники финансирования, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.
Статья 15. Организация деятельности Объединения
1. Руководство Объединением осуществляет правление, которое состоит из не менее 7 членов, избранных на учредительном собрании.
2. Члены правления осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
3. Текущую деятельность Объединения осуществляет секретариат Объединения, который формируется из членов Объединения или привлеченными на договорной основе специалистами и экспертами.
(В редакции Закона КР от 1 августа 2020 года № 105)
Статья 16. Прозрачность и открытость деятельности Объединения
1. Объединение в конце года проводит отчетную конференцию, на которой представляет:
1) итоговый отчет о деятельности советов-членов Объединения;
2) лучшие практики деятельности советов;
3) к награде отличившихся членов Совета, меценатов, благотворителей и иных лиц, внесших вклад в развитие попечительства.
2. Объединение публикует отчет о своей деятельности в средствах массовой информации.
Глава 4. Заключительные положения

Статья 17. Порядок вступления в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Опубликован в газете «Эркин Тоо» от 6 июня 2014 года № 43
2. Не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Закона в учреждениях социальной сферы должны быть сформированы попечительские советы в порядке, установленном настоящим Законом.
3. Правительству Кыргызской Республики не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Закона определить перечень учреждений социальной сферы, в которых формирование Совета нецелесообразно.
4. Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент
Кыргызской Республики

А.Атамбаев