Четверг, 21 ноября, 2024

Наша история

История нашего лицея берет начало с суровой осени 1942 года. Когда полыхало пламя ВОВ, когда на полях сражений решалось судьба народа, судьба отечества, много железнодорожников ушли на фронт с Пишпекского отделения Туркестано — Сибирской железной дороги. В результате обострилось положение с кадрами ведущих профессий, не хватало машинистов паровозов, их помощников, кочегаров, связистов и путейцев. В связи с этим в 1942 году в городе Фрунзе было создано единственное в республике железнодорожное училище и произведен первый набор в количестве 500 человек по специальностям: « помощник машиниста паровоза», «слесарь по ремонту вагонов и автотормозов», «путеец», «стрелочник», «кузнец свободной ковки». Не смотря на трудное время кадры училища формировались из числа эвакуированных из разных городов Советского Союза. Первым директором училища был Масленников Михаил Артемович — бывший директор Ворошиловоградского паровозостроительного завода.
Славная история лицея отображена в музее трудовой и боевой славы, основанном в 1964 году по инициативе старейшего работника Бориса Ивановича Собачкина . Экспонаты рассказывают о формировании осенью 1941 года в здании лицея 948-го артиллерийского полка Кричевской дивизии, о боевом пути дивизии от Фрунзе до берегов Эльбы, о многих и многих железнодорожниках, ушедших на фронт и не вернувшихся с полей сражений, трудовые достижения инженерно-педагогических работников лицея. Руками учащихся- членами кружка технического моделирования, под руководством опытных наставников сделаны действующие модели паровозов, тепловозов, электровоза, радиоуправляемого вездехода. Некоторые из них были представлены на технических выставках в Москве и за рубежом, где были удостоены призовых мест и награждены почетными дипломами.
В 1987 году училище получило, построенное по новому проекту, здание. Теперь оно располагает актовым, спортивным и тренажерным залами, что позволяет учащимся активно заниматься любимыми видами спорта и творчеством, имеются отдельные аудитории для проведения теоретических и практических занятий, оборудованные тренажерами и действующими объемными моделями. Имеется рассчитанная на 150 мест светлая уютная столовая и подсобные хозяйственные помещения. В свободное время учащиеся повышают свои знания в библиотеке, имеющей большой фонд технической, учебной и художественной литературы.
За годы существования лицей подготовил для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйство Кыргызстана более 15 тысяч квалифицированных специалистов: Машинистов и помощников машиниста тепловоза, дежурных по железнодорожной станции, осмотрщиков ремонтников вагонов. При этом непрерывно совершенствовались процесс и методика обучения всесторонне развитых, творчески мыслящих, способных осваивать новые технологии кадров.
Лицей гордится своими выпускниками. Они – замечательные организаторы движения поездов, и помощники машинистов локомотивов, имеют высокие правительственные награды и почетные звания ,среди которых единственная женщина кыргызка – машинист паровоза Аписа Оморова., Тарасов – инженер управления Западно-Казакстанской железной дороги., полковник Г. Богатырев., подполковник Иван Бачковский., К.Асаналиев – почетный железнодорожник., А.Токтоналиев – Машинист тепловоза, орденоносец., академик Гатьятулин Рахимзян – академик международной академии реальной экономики., Азиев Батал Азиевич – почетный железнодорожник, преподаватель спец.дисциплин.,Курманбек Абакирович Нурбаев- также преподаватель спец.дисциплин нашего лицея, Жапарбек Саякбаев- заместитель начальника локомотивного депо по эксплуатации; Василий Коваль- зам.начальника локомотивного депо по ремонту; Докторбек Бадачиев- бывший директор ПЛ№5 и многие другие.
Экономическое развитие Кыргызстана определяет непременное развитие транспортных средств: предусмотрено строительства новой железной дороги, приобретение локомотивов нового поколения, для которых необходимы новые высококвалифицированные технически грамотные кадры, в подготовке которых большое участие принимает руководство Кыргызской железной дороги. На протяжении 75- лет Государственное Предприятие «Национальная Компания «Кыргыз темир жолу», в качестве базового предприятия, предоставляет возможность нашим учащимся пройти производственную практику на предприятиях: в локомотивном депо, в вагонном депо и на станциях железной дороги
В настоящее время лицей расширил спектр профессий. При участии во втором проекте Азиатского Банка Развития «Профессиональное образование и развитие навыков» позволило открыть востребованные на рынке труда Кыргызстана новые специальности: «Повар-кондитер», «Электрогазосварщик», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» , «Машинист крана автомобильного». В рамках второго проекта АБР в лицее были отремонтированы и оборудованы новейшей техникойучебные кабинеты и лаборатории по каждой новой профессии.
Учащиеся получили возможность повысить свои знания с помощью компьютерных технологий. Для этого создан кабинет информатики, где установлены современные компьютеры, с постоянным доступом к интернету и интерактивная доска.
Профессиональный лицей №97 принимает учащихся со всех регионов Кыргызской Республики. Для проживания иногородних учащихся имеется общежитие, рассчитанное на 60мест, в котором был произведен капитальный ремонт, установлены новая мебель и бытовая техника в рамках второго проекта основных профессиональных образовательных программ Азиатского банка развития. Мы горды тем что выполняем очень важную на наш взгляд задачу- подготовку высококвалифицированных рабочих для железной дороги и других отраслей экономики Кыргызстана. Твердо убеждены, что это задача актуально, коллектив лицея сделает все от него зависящее.